Страсти по Матфею
Много лет я подступался к этой истории. Однажды, будучи ещё глубоким школьником, очень важный для меня музыкант подарил мне четыре пластинки с этой архивной записью 1958 года. Мюнхенский баховский хор и оркестр под управлением Карла Рихтера исполняют "Страсти по Матфею" Баха. Я послушал все три часа как обычную красивую музыку на непонятном немецком языке, пожал плечами и ничего не понял.
Прошли годы. И мне открылась истина. Я взял в руки Библию, поставил пластинку и, ведомый баховским гением, читая строчку за строчкой, пошёл по этой вечной истории. Понимая, что передо мной - главное музыкальное произведение человеческой культуры. Грандиозное драматическое полотно, запечатлевшее страдания и смерть Иисуса, где библейский текст Евангелия от Матфея звучит с поэтическими комментариями хора и солистов, вызывает невероятный катарсис.
"Страсти по Матфею" - это торжество ушедшего на наших глазах времени, когда Слово ещё было божественным абсолютом. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Перед нами не просто музыка, а чистый логос, воплощенный в идеальной форме. Поэтому без понимания текста "Страсти" не имеют смысла. В этом сложность его восприятия: русскоязычному слушателю необходим синхронный перевод, о чем концертные залы никогда не задумываются. Я задумался.
Сегодня, в эти особые для человека и человечества дни, я хочу представить эту музыку публике. Специальный баховский вечер в страстную пятницу в ЦСДР. Вместе мы будем слушать именно эту эталонную немецкую запись, а я подготовлю перевод и титры.
Жду вас 22 апреля в 19:00 в ЦСДР в Летнем саду. Вход по билетам: 150 школьники, 200 студенты, 300 все остальные. Музыка звучит в записи 3 часа 20 минут с одним небольшим антрактом между первой и второй частью. Площадка постарается сделать прослушивание как можно более комфортным: будут кресла-груши и обычные кресла. Я выступлю с кратким вступительным словом.
Сегодня, когда мы оказались в мире моу дошей, спецопераций, хлопков, подтоплений, отрицательного роста и трансформации экономики, чувствуешь особую тоску по живому бессмертному слову в его первозданном абсолюте. И по гармонии. Баховские "Страсти по Матфею" дают нам в этой тьме силу и любовь и надежду.